Как показывает практика, с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Сейчас, как правило, детям трёх лет, поступаемым в группу младшего возраста, требуется помощь логопеда, дефектолога, невропатолога, а также инструктора ЛФК и медсестра детского массажа.
Данная технология посвящена проблемам воспитательно- оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Автор профессор педагогических наук Ю.Ф. Змановский
даёт комплексное «физиологическoе» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.
Комплексное определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набoр характеристик- жизнерадостность, устoйчивость к неблагоприятным внешнесредовым фактoрам, высoкий уровень выносливости и работоспособности и т.д.
Систематическое испoльзование технoлогии «Здоровый дошкольник» в физкультурно- оздоровительной работе ДОУ, позвoляет достичь реально поставленных задач- укрепление физического и психического здоровья детей.
В соответствии с авторской технологией, выделяются пять этапов реализации:
1 этап. Определение исходных показателей состояния здоровья и психического
развития детей.
2 этап. Организация двигательной активности детей.
3 этап. Система закаливания.
4 этап. Использование психогигиенических и психопрофилактических средств в работе с детьми.
В настоящее время этот этап технологии приобретает все большую актуальность, так как многие дети переходя из состояния физиологического напряжения попадают в патологический дистресс (повышенная раздражительность и утомляемость, нарушение сна, снижение работоспособности и т.д.).
Задача заключается в создании условий для преобладания у детей чувств жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважения к людям и самоуважения, увлекательной деятельности. Дневное засыпание проводить под тихую, «усыпляющую» музыку, что позволяет увеличить продолжительность и качество дневного сна. Многие виды деятельности детей (утренняя гимнастика, занятия по образовательной программе, прогулки) проводить под музыкальное сопровождение. Музыка, особенно классическая, может оказывать выраженное психо- эмоциональное оздоровительное влияние на детей.
5 этап. Создание условий для оздоровительных режимов детей.
Для достижения наиболее эффективного оздоровительного режима во время пребывания детей в ДОУ, предоставлять возможность достаточной двигательной активности с преобладанием циклических упражнений, достаточной умственной нагрузки и превалированием положительных эмоциональных впечатлений. Следили за соблюдением оздоровительных режимных моментов: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
Эффективность реализации социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» зависит от добросовестности выполнения своих обязанностей педагогов ДОУ в постоянном взаимодействии с родителями.
Используя в своей работе технологию «Здоровый дошкольник», можно добиться хороших результатов.
Достигнутые результаты доказывают, что, несмотря на сложные социально-экономические условия и неблагоприятную экологическую ситуацию, при добросовестном отношении педагогов и родителей, можно решить задачу формирования здоровья дошкольников.
В этом 2021году в нашем детском саду постепенно вводятся элементы технологии «Здоровый дошкольник».